Блог о карьере и поиске работы

Как ставить измеримые, достижимые и значимые цели?

В преддверии учебного года, мы хотим напомнить об одном из эффективных подходов к постановке целей — методе SMART. Мы давно применяем его при формулировке как стратегических, так и тактических целей, а также при рекомендациях нашим клиентам в карьерной траектории. Попробуйте придерживаться метода SMART первые две недели, вы сразу же увидите как ваша личная эффективность повысится, а затем метод SMART войдет в привычку.

Что такое SMART-цели


SMART-цели — реалистичные и конкретные цели с временем выполнения. SMART-цель должна быть:
  1. S (Specific) — конкретной
  2. M (Measurable) — измеримой
  3. A (Achievable) — достижимой
  4. R (Relevant) — значимой, важной
  5. T (Time bound) — ограниченной во времени.

Пример личной цели по SMART — повысить свой уровень английского языка до уровня B1 к октябрю.

Давайте рассмотрим каждый критерий SMART более детально.

Specific: Конкретный.


Цель по SMART должна быть конкретной, что увеличивает вероятность ее достижения. Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели точно определен результат, который Вы хотите достичь. Сформулировать конкретную цель поможет ответ на следующие вопросы:

  • Какого результата я хочу достичь за счет выполнения цели и почему?
  • Кто вовлечен в выполнение цели?
  • Существуют ли ограничения или дополнительные условия, которые необходимы для достижения цели?
  • Всегда действует правило: одна цель — один результат. Если при постановке цели выяснилось, что в результате требуется достичь нескольких результатов, то цель должна быть разделена на несколько целей.

Measurable: Измеримый


Цель по SMART должна быть измеримой. На этапе постановки цели необходимо установить конкретные критерии для измерения процесса выполнения цели. В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:

  • Когда будет считаться, что цель достигнута?
  • Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута?
  • Какое значение у данного показателя должно быть для того, чтобы цель считалась достигнутой?

Achievable or Attainable: Достижимый


Цели по SMART должны быть достижимы, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию исполнителя. Если цель не является достижимой — вероятность ее выполнения будет стремиться к 0. Достижимость цели определяется на основе собственного опыта с учетом всех имеющихся ресурсов и ограничений.

Ограничениями могут быть: временные ресурсы, инвестиции, трудовые ресурсы, знания и опыт исполнителя, доступ к информации и ресурсам, возможность принимать решения и наличие управленческих рычагов у исполнителя цели.

Relevant: Значимый


Для определения значимости цели важно понимать, какой вклад решение конкретной задачи внесет в достижение глобальных стратегических задач человека. В постановке значимой цели поможет следующий вопрос:

Какие выгоды принесет решение поставленной задачи?

Если при выполнении цели в целом человек не получит выгоды — такая цель считается бесполезной и означает пустую трату ресурсов.

Time bound: Ограниченный во времени


Цель по SMART должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели. Установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс управления контролируемым. При этом временные рамки должны быть определены с учетом возможности достижения цели в установленные сроки.

У метода SMART, как и у любого другого инструмента, есть свои правила, которым нужно соответствовать, а также плюсы и минусы.

Правила метода SMART


  1. Расставляйте приоритеты. Надо учитывать, что важнейшим в технике SMART является пункт не S – конкретность, как обычно расставляют приоритеты, а R – важность. В первую очередь мы должны понять не что мы делаем, а зачем;
  2. Записывайте. Формулировать цели нужно письменно. Это позволит вносить корректировки и проработать детальность плана до ясных должностных (или личных) инструкций, шагов по выполнению;
  3. Будьте гибкими. Стоит иметь в виду, что со временем появляются новые знания или обстоятельства, которые могут повлиять на цель кардинальным образом, поэтому критерии, определяющие цель, должны быть адаптивными;

Плюсы метода SMART


  1. Определённость. Практика показывает, если определена цель, то двигаться к ней гораздо легче и рано или поздно, оставаясь актуальной, она приведет к результату;
  2. Практичность. Обозначает, что описав цель по приведенному алгоритму, Вы фактически уже намечаете себе планирование действий по smart, шаги, которые нужно предпринять;
  3. Универсальность. Алгоритм в постановке целей прост и универсален;
  4. Эргономичность. Методика SMART позволяет повысить экономию времени и энергии, регламентировать работу персонала, повысить продуктивность действий;

Минусы метода SMART


  1. Неопределённость. Критерии SMART не всегда применимы к стратегическим целям. Планируя стратегию, мы всегда сталкиваемся с неопределённостью;
  2. Человеческий фактор. Жёстко распланированные и заданные цели могут наткнуться на непонимание со стороны персонала, поэтому важно согласовывать планки целей;
  3. Ежедневная рутина. Часто выполнению намеченных целей мешает ежедневная текучка: возникает неуправляемый поток сиюминутных задач, который отвлекает.


Навыки и умения