Блог о карьере и поиске работы

Как противостоять манипуляциям на работе?

Мы часто сталкиваемся с манипуляциями на работе со стороны коллег или начальников. Манипулятор воздействует на наши потребности, убеждения, слабые стороны, вызывая нужный эмоциональный отклик. Для противодействия манипуляциям полезно осваивать умение уверенно и бесконфликтно давать отпор.

Как распознать манипуляцию?

Прежде всего, важно вовремя распознать манипуляцию. Основной признак — возникают противоречивые, странные эмоции, которые гораздо сильнее, чем ситуация того стоит. Часто манипулируют через похвалу, например, лесть:
Ты наш самый лучший сотрудник, ты так быстро справляешься со всеми заданиями, держи ещё одно.
Или через осуждение, например, когда у нас стремятся вызвать чувство вины:
Ты всех подвёл, ты работаешь хуже всех, останься после рабочего дня и переделывай!
Здесь важно "замедлиться" и не спешить с реакцией. Ведь если мы начинаем оправдываться или реагируем агрессивно, значит, "нас зацепило", и манипулятор достиг своей цели. Подумайте, а как бы на вашем месте ответил человек хладнокровный и на 100% уверенный в себе?

Боевые приемы борьбы с манипуляцией

Помочь могут некоторые приемы:
1) уточняйте детали до тех пор, пока манипулятору не станет скучно:
Как должен выглядеть идеальный отчёт? Что именно нужно переделать? Какой объем? Какие графики здесь больше подойдут? и.т.д.
2) попробуйте согласиться с той частью высказывания, с которой согласиться безопасно:
- Ты ужасный сотрудник!Ты постоянно опаздываешь!
- Да, приходить вовремя важно.
3) повторяйте спокойно одну и ту же фразу до тех пор, пока ситуация не изменится:
Это не входит в мои обязанности.
4) помните, что вы имеете права не отвечать на бестактные и провокационные вопросы. В этих случаях можно отреагировать так:
- Почему Вы сейчас об этом спрашиваете?
- Давайте вернёмся к делу.

Что важно знать при защите от манипуляции?

Если на вас повышают голос, НЕ ПРИНИМАЙТЕ ЭТО НА СВОЙ СЧЁТ!
В большинстве случаев, это недовольство по отношению к СИТУАЦИИ или к вашим неудачным ДЕЙСТВИЯМ, а не к вам лично.
Постарайтесь сохранить самообладание и выяснить, каким конкретным фактом недоволен ваш оппонент, что он хочет, и можно ли с этим что-то сделать. Демонстрируйте готовность слушать и сотрудничать.
Если же собеседник переходит на оскорбления и угрозы, лучше всего показать, что с вами так обращаться нельзя, и уйти.

Совет бывалых!

Применение этих приемов — своего рода искусство и требует тренировки, понимания контекста и особенностей собеседника. Здесь очень важна интонация — когда-то весёлая, когда-то задумчивая, она должна соответствовать ситуации.

И вопрос...

А у вас есть свои лайфхаки по борьбе с манипуляциями на работе?